Колонка редактора – 50

    0
    24
    views

    «Бог – такой же художник, как и другие художники» – говорил французский художник Пабло Пикассо. «Он создал слона, жирафа и кошку. У Него нет настоящего стиля, но Он придерживается новых идей» – добавлял он. «Грани мысли», осознавая грандиозность и грациозность развернутой перед нами книги Вселенной, а также вникая в суть священных строф божественных писаний, также видят мир как галерею божественных искусств. Тем не менее, Пикассо был основоположником кубизма – веры в то, что натура может быть разложена на примитивные фигуры – сферы, конусы, цилиндры и т.д. «Грани мысли» же, не соглашаясь со словами Пикассо о «стиле» Всевышнего, считают, что сложность и многообразие мира несводимы к тривиальным понятиям «стиль» или «новизна». Стилей в этом подлунном мире необъятное количество, и любая новая идея в нем есть лишь хорошо забытая старая. «Каждый человек следует своей дороге, и только ваш Господь знает о том, кто на прямом пути, а кто нет» – гласит Священный Коран (17:84). «Путей к Господу существует в количестве вдохов и выдохов Его созданий» – гласит исламская мудрость. «Любить каждого таким, какой он есть, ибо он, кем бы он ни был, творение божие» – вот что почувствует человек, живущий в подобной атмосфере. Да, если мы все творения Единого Создателя, и Создатель этот прекрасен, то, стало быть, все Его творения также прекрасны. Судить людей есть дело Властелина Судного Дня – как говорит Священный Коран, «Лишь к нам их возврат, и лишь нам надлежит произвести над ними расчет» (88:25-26). Стало быть, необходимо любить людей, ибо они – лучшие создания Всевышнего, и именно Ему, а не нам решать, кто идет по прямой дороге, а кто – нет. В самом деле, нельзя же ведь какое-нибудь – пусть даже не самое удачное – полотно такого известного художника, как Пикассо, посчитать некой «никчемностью», это будет оскорблением таланта мастера кубизма! Что же тогда говорить о «художнике всех художников» – Всевышнем?
    Именно этой теме толерантности и посвящена ведущая статья номера. Мусульманский мир потерял целый ряд своих собственных ценностей, таких как исследовательский дух, научная организация рабочего процесса, глубокое понимание происходящих вокруг событий с различных, в том числе и духовных, аспектов. Мусульманское понимание толерантности не означает, что все различия между всеми религиями должны сойти на нет, или что мусульмане должны просто проявлять снисходительность по отношению к представителям иных культур, чувствуя свое превосходство. Нет, мусульмане должны любить саму суть каждого человека – божественный дух, вдохнутый Богом еще в прототип всего человечества – пророка Адама (мир ему!): «Как только сотворю его Я и как вдохну в него от духа Моего, падите ниц пред ним вы, о, ангелы Мои!» (38:29). Можно – и порой даже нужно – осуждать или предотвращать негативные поступки людей, но вершить суд над самой их сутью – сие есть Его прерогатива. Между тем, художник Вселенной показывает нам отблески Своих имен и атрибутов посредством всего и вся. Каждая наука, каждая категория бытия повествует нам о Мастере всех мастеров. Например, биология. Статья А. Усмановы повествует о динамичности процессов, происходящих в нашем мозгу – даже если человек потеряет способность слышать или видеть, он – теоретически, по крайней мере – может ее восстановить путем т.н. «регенерации», т.е. размножения собственных наиболее важных клеток. Как питательные вещества в почве достигают самых отдаленных веток деревьев? Во многом это происходит благодаря деятельности т.н. «органелл» в клетках растений и деревьев. У. Русланов рассказывает об этом полном божественных мудростей процессе, в качестве наглядных примеров используя современные и всем известные высокотехнологичные приборы. К. Османов рассказывает о чуде иммунной системы человека – она отражает нападения вредоносных бактерий и вирусов. Тем не менее, иногда система начинает производить «сбои» и атаковать клетки собственного хозяина – это называется аутоиммунным заболеванием. Словно солдаты, получившие неверную ориентировку, элементы иммунной системы начинают использовать свое «оружие» против «своих». Статья А. Адамова о бананах – настоящим «подарке» тропических регионов планеты, приятном на вкус и полезном для людей всех возрастов. Отдельного внимания заслуживает герметичная и изящная «упаковка» этого фрукта, красота которого отмечена в самом Священном Коране – «(и быть им средь красот в Раю, где есть) бананы, висящие рядами» (56:29). Перейдем к астрономии. С. Румеева размышляет о величии творений Всевышнего Создателя – достаточно вспомнить, что на Юпитере существует огромное красное пятно размером с три наших планеты! Что-то похожее есть и на Нептуне и Сатурне. Причиной этого выступают невероятной силы ураганы и завихрения на этих планетах. Юриспруденцию – т.е. проявление имени Всевышнего «Истина» в людском социуме – рассматривает статья Д. Абдуллаева, где он отмечает, что в Исламе главными нравственными императивами выступают сохранение веры, жизни, разума, потомства и имущества людей. Все иные права и обязанности в исламской цивилизации – будь они связаны с религией, интеллектом, семьей или экономикой – проистекают из этих общечеловеческих ценностей. Красота как отражение имени Всевышнего «Прекрасный» выступает лейтмотивом статьи Ф. Варсани, посвященной знаменитой испанской мечети «Альгамбра». Когда культура европейцев все еще переживала декаданс, убранство этого шедевра мусульманской архитектуры явило собой воплощение идей Священного Корана о райских садах; геометрические же узоры под названием «мукарнас» отразили в себе идею исламского абстрагирования Бога от всего материального. Не ведая истинного владельца Имен, мы можем заблудиться в пестрящем многообразии последних и даже вообразить, что идея их владельца не так уж и важна. Посему и говорит С. Огретим о том, что бесконечные потоки визуальной информации, обрушивающиеся на нас сегодня, притупляют наши способности воспринимать мир иными, нежели зрительными, органами восприятия. А что если человек слеп и вообще лишен доступа к разноцветным экранам современных компьютеров? Экономика есть проявление имени Всевышнего «Дарующий пропитание». Статья Н. Капарова о том, что даже в такой экономически развитой стране, как США, только из-за неуплаты образовательных кредитов существует колоссальная брешь в госбюджете размером в 1 триллион долларов. Другими словами, почти каждый гражданин США, оканчивая какой-либо университет, остается должным своему государству немалых денег. По мнению автора, эту проблему можно решить посредством технологий дистанционного образования. Имя Всевышнего «Считающий» вдохновляет математиков. Поэтому статья Брюс Д. Паркера убеждает в необходимости обучать детей математике уже в раннем возрасте – это позволит им научиться решать жизненные проблемы с использованием логического аппарата с самого раннего детства.
    Голландский художник Рембрандт говорил, что «искусство есть внучка природы и родственница Бога». «Грани мысли» желают перефразировать это высказывание – «подлинное искусство есть искусство Бога, художника всех художников». Да, художники людские есть лишь подражатели божественному искусству, экспонаты которого выставлены в музее Вселенной повсеместно. Именно так видит мир этот журнал, 50-ый, юбилейный номер которого вы держите в своих руках. Найдя искусство Всевышнего внутри и снаружи нас, наше сердце превратится в бескрайний исток оптимизма и веры в светлое будущее. Вот тогда-то и станет более понятной смелая вера автора ведущей статьи номера в то, что XXI век – и, даже более того, все следующие века до конца мира – будет веком диалога и толерантности, терпимости и мудрости.
    Молитва вам всем и привет!

    LEAVE A REPLY

    Please enter your comment!
    Please enter your name here